Громница -
языческое поверье, единственный день зимой, когда может
приключиться гроза, можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому
сербы его зовут «Свjетло».
Посвящается
жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) - богине молнии и кормления
детей.
Громница напоминает в разгар зимы нам о том, что даже среди самых
страшных бедствий может быть лучик света - как ярая молния посреди
лютой зимы. Всегда остается надежда. Славяне чествовали Маланьицу
за то, что она даёт им надежду на скорейшую весну.
«Ой Додола-Додолюшка,
Перуница светлая!
Муж твой в походе,
Правь воеводит;
Дива в лесах,
Крышень - в небесах.
Сойди к славянам
Молнией рьяной!
У нас вдоволь хлеба -
Сойди к нам с неба!
У нас вдоволь соли -
Не лиши нас доли!
Сойди громливо,
Сойди счастливо,
Сойди красиво -
Честным людям на диво!
Додола славна,
На надежду дана!»
Какова погода
первого числа - таков и весь февраль. Ясный, солнечный день -
ранняя весна.
На Громницу капель - в весну раннюю верь, если метель разгуляется -
долго будет погода метельная, до конца
месяца.
Громницы — зимний праздник, пришедший к нам ещё с
языческих времен. В народном календаре он отмечается 2 февраля у
католиков, и 15 февраля — у православных. Это очень древний
праздник, он уходит корнями во времена язычества, в этот день
приносили жертвы Богу Перуну (Громовнику).
Позже Громницы совпали с церковным праздником Сретенье Господня.
Однако, в народной традиции церковное «Стрэчанне» получило яркий
дополнительный оттенок и стало восприниматься, как встреча зимы с
весной:
А ў на сёння Стрэчанне, Стрэчанне,
Зіма з летам стрэлася, стрэлася.
Лета зіму піхнула, піхнула
І ножачку звіхнула, звіхнула.
Зіма пайшла плачучы,
Лета пайшло скачучы, скачучы.
В этот день в церкви или костеле освящали свечки. После освящения
свечки назывались «грамнічнами», они играли большую роль во многих
обычаях и обрядах на протяжении года.
Другое широко распространённое название Громницы — Сретение, то
есть Встреча. По Славянским сказаниям, в эту пору Зима встречается
с Весной (или с Летом, если делить Годовое Коло на две части —
Тёмную-Зимнюю и Светлую-Летнюю). В народе говорят: «На Громницу
зима с летом (с весной) встретились», «На Громницу Солнце — на
лето, зима — на мороз», «На Сретение зима весну встречает,
заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения
только потеет (о Сретенских оттепелях)», «На Сретение кафтан с
шубой встретились», «Какова погода на Сретение — такова и весна
будет», «На Сретение снежок — весной дожжок» и т.п. Если
Морена-Зима «не сдаётся» — на Сретение ударяют морозы, называемые в
народе Сретенскими.
В народе Сретение считается также Первыми Закличками Весны (Вторые
Заклички Весны — Сороки — 9 березозола/марта; Третьи Заклички Весны
— на Масленицу, в пору Весеннего Равноденствия, когда Весна-Дева
приходит в Явь).
Множество обрядов, совершаемых на Сретение/Громницу, связано с так
называемыми Громничными свечами. Громничные свечи (Громовые свечи,
«громницы») — свечи, посвящаемые в этот день Богу Громовержцу
Перуну и Его Божественной Супруге — Громовице-Палянице (Царю Огню и
Царице Маланьице/Молоньице).
На Украине Громничные свечи традиционно изготавливались женщинами,
особенно — девушками. Часто они делались из трёх свечек, сплетённых
в «косу» и расходящихся кверху маленьким Трезубцем — символом
единства Тремирья (Яви, Нави и Прави).
В Белоруссии Громничные свечи, будучи олицетворениями Живого Огня,
Перуновой Силы, изготавливались преимущественно мужчинами. Такую
свечу отливал из воска сам хозяин дома в последний шесток (субботу,
день в седмице, посвящённый Предкам) перед праздником. Считалось,
что чем больше будет Громничная свеча, тем благополучнее пройдёт
год.
Сретение — «перелом» зимы. Считается, что о сию пору Лесной Хозяин,
любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок,
предчувствуя скорое своё пробуждение. В народе примечают: «Если на
Сретение холода завернут — весна холодная, поздняя», «Тихий и
облачный день на Сретение — будет хороший урожай хлебов и плодов»,
«На Сретение небо звёздное — зима не скоро плакать начнёт (т.е.
весна ожидается поздняя)», «На Сретение капель — урожай на
пшеницу», «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов, снег в
полдень — средних, к вечеру — поздних». На Сретение вечером
заклинают Солнце. Если Солнце перед закатом выглянет сквозь
облачную наволочь — значит, прошли последние морозы; если же Солнце
вовсе не покажется — ожидай суровых Власьевских (приходящих после
Велесова/Власьева дня — 11 лютеня/февраля) морозов. При заклинании
Солнца на Сретение поют: Солнце-вёдрышко, выгляни, красное, из-за
горы, Выгляни, Солнышко, до вешней поры!..
Громница напоминает нам в разгар зимы о том, что даже среди самых
страшных бедствий может быть лучик света - как яркая молния посреди
лютой зимы. Всегда остается надежда. Так славься, Маланьица, что
даёшь на надежду на скорый приход весны!
2 / 15 февраля - Сретение . Сретенские морозы. Сретенские оттепели.
С давних времен этот день считался первой встречей весны.
"На Сретение зима с летом (с весной) встретились".
"На Сретение солнце на лето, зима на мороз".
"На Сретение зима весну встречает, заморозить красную хочет, а
сама, лиходейка, от своего хотения только потеет (о сретенских
оттепелях)".
"На Сретение кафтан с шубой встретились".
"Какова погода на Сретение, такова и весна будет".
"На Сретенье снежок - весной дожжок".
"Если холода завернут - весна холодная, поздняя".
"Тихий и облачный день на Сретение предвещает хороший урожай хлебов
и плодов".
"На Сретение небо звездное - зима не скоро начнет плакать (весна
поздняя)".
"На Сретение капель - урожай на пшеницу".
"На Сретение коров выгоняют из хлевов для пригреву".
"На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; снег в полдень -
средних, к вечеру -
поздних".