Если оставить доброго
помощника без угощения в эту ночь, он очень легко может
превратиться в лютого врага, и тогда можно не рассчитывать на то,
что год сложится
удачно…
У русичей и других
славянских народов 28 января праздновали День угощения
домового. Сразу после ужина хозяйка дома оставляла за печкой горшок
с кашей, предварительно обложив его горячими углями. Это делалось
для того, чтобы к моменту появления домового (он приходил ровно в
полночь) каша не остыла и «заступник дома» мог
насладиться горячей пищей. Существовало поверье, что если оставить
доброго помощника без угощения в эту ночь, он очень легко может
превратиться в лютого врага, и тогда можно не рассчитывать на то,
что год сложится удачно…
|
Где моя большая
ложка? |
Этот
праздник называли еще и Кудесами. Что это такое
кудесы? В некоторых славянских наречиях это слово обозначало бубны.
Музыкальный инструмент, симбиоз маленького барабана и
колокольчиков. Праздник есть праздник, а потому во многих семьях
старались задобрить «запечника» (именно там и жил домовой) плясками
и песнями. Причем веселились от души…
Если к нему с душой –
поможет
Но суть
сводилась к тому, что если к домовому относиться по-человечески, то
он обязательно поможет, убережет от беды как людей, так и хозяйский
скот. Особенно коров, к которым каждая хозяйка относилась очень
бережно, ведь буренка была зачастую настоящей кормилицей. Никто не
мог уберечь коров от порчи так, как добрый
домовой…
Ведь
домовой – никто иной, как один из детей бога Велеса,
изначального заступника славян. И дети его селились ближе к людям
для того, чтобы им во всем помогать. Тех, кто жил за печкой
называли домовыми, кто отправился в лес – лешими, добрых духов рек
и озер – водяными, а тех, кто готов подсобить человеку в поле –
полевиками. Они, по примеру, домовых, чаще всего появлялись в
полночь, когда у человека, задержавшегося в пути, от усталости
слипались глаза. А полевики правили их конями, не зря ведь люди
замечали, что лошадь всегда найдет дорогу домой. Впрочем, как и кот
или собака. Но не сами же они по себе находили дорогу, ими
обязательно кто-то управлял…
Без ремня, но
сурово
|
И кто придумал День
угощения домового зимой? У полевика он -
летом |
Но домовой был не
только «охранником» дома и скота, он считался неплохим
воспитателем. Конечно, до физического наказания дело не доходило,
но нерадивым хозяевам домовой устраивал различные неприятности:
стучал по ночам, прятал вещи, ронял одежду и посуду... Опять же,
если в доме что-то пропадало, «суседушка» сам находил вора,
пробирался в его избу и из переднего угла начинал страшно выть,
пока лихоимец, не желая быть разоблаченным, не находил способа
незаметно вернуть похищенное. Обычно украденные вещи ночью
подбрасывали во двор, и тогда домочадцы говорили: «Суседушко
постарался»… Подробности здесь.
В некоторых
славянских племенах считалось, что домовой обязательно заселяется в
дом, как только тот будет готов. Другие полагали, что «запечник»
рождается из душ тех деревьев, из которых рубится изба. Ведь
деревья, как и люди, имеют души и после того, как бревно идет на
строительство, его душа остается тут же. Третьи вообще полагали,
что образ жизни домового практически ничем не отличается от
человеческого: он может жениться, заводить детей, а значит, плодить
молодую поросль для новых домов…
На чем переносили
домового?
Бывали
случаи, когда изба, например, после пожара становилась
неприспособленной к проживанию в ней. Рубилась новая изба, но
домовой, по представлению домочадцев, оставался на пепелище
неприкаянным. И для того, чтобы этого не произошло, его «брали» с
собой на новоселье. Для этого домового сажали либо в лапоть, либо
на деревянную лопату, с помощью которой сажали в печь
хлебы…
Предполагалось, что
домовой предсказывает будущее. Так, желая
предупредить о неприятностях, он скребется и возится в углах;
дергая женщину за волосы, намекает на то, что ей надо опасаться
споров с мужем. А если домовой проведет по щеке засыпающего хозяина
мохнатой лапой – можно ожидать богатства; теплой – к добру;
холодной и шершавой – к худу.
|
До угощения еще целый
час и еще 50
минут |
Хочешь верь, хочешь –
принимай
В наш век,
постепенно выкарабкивающийся из атеистического неверия, в
существовании домовых уверен далеко не каждый. Как я всегда говорю,
пока это не касается человека впрямую, как тут, ему,
по большому счету, абсолютно безразлично. Но, если Иванов не верит
в третий закон Ньютона, то это не означает, что третий закон
Ньютона перестает существовать. За мою многолетнюю практику работы
с нетрадиционными видами энергетики доводилось неоднократно
убеждаться в том, что домовые – это вовсе не бабушкины сказки, как
может показаться на первый взгляд. Уместно привести такую
историю.
Дело было в
Риге, в начале 90-х годов прошлого столетия. Ко мне обратилась
жительница одного из старинных домов, стоящих на берегу реки.
Сказала, что в последнее время она, ее муж и оба сына часто и
тяжело болеют. Более того, она постоянно ощущает присутствие в
квартире какого-то существа, несущего явно отрицательную энергию. А
несколько раз ей даже удавалось «различить» это мохнатое существо.
Заглянув в квартиру, я убедился в том, что в словах хозяйки немалая
доля правды. «Оно» находилось на своем привычном месте: правда, не
за печкой, которую давно демонтировали, а на антресолях шкафа. Я
указал на место «лежки» и спросил: «Здесь вы чаще всего чувствуете
«постороннего»? Хозяйка удивилась: «А как Вы
догадались?»
Голландцы чтили
домовых
Начал
«вживаться» в ситуацию, показалось, что женщина знает больше, чем
рассказывает. Попросил ее поведать историю дома. Она заметно
оживилась: «Вы и это знаете? Я ведь специально изучала
легенду дома. Дело в том, что в XV веке в
Ригу приехало немало голландских семей, которые обосновались именно
в этом квартале. Недалеко от этого места одна из приезжих семей
построила временное жилье, в котором они разместились до того
момента, пока не будет отстроен новый дом. Своего домового они
везли из самой Голландии, он им постоянно давал знать о
себе.
Дела на
новом месте пошли очень хорошо. Хозяин был искусный портной,
хозяйка в мастерстве кройки и шитья мало в чем уступала супругу. От
заказов отбоя не было, что позволило отстроить новый дом
относительно быстро. Но домового они прихватили не с помощью лаптя
или лопаты, а пошили для него роскошную подушечку для иголок, куда
воткнули несколько из них.
– Мы об
этом узнали случайно, – продолжала хозяйка. – Мой дед, а этот дом
принадлежал ему, однажды вздумал сломать и убрать старый
камин. Когда кирпичи начали разбивать, наткнулись на
эту подушечку с иголками. Дед хотел их выкинуть (к портновскому
делу он никакого отношения не имел), а бабушка его отговорила, она
смекнула, что эта подушечка не случайно была замурована в кирпичи
камина…
|
Ну вот: поели, можно и
поспать! |
Никогда не выкидывайте
реликвии
Словом, до
определенного момента подушка с иголками была нашей семейной
реликвией. А однажды мой муж наводил без меня порядок и выкинул
подушку вместе с иголками. Вот с тех пор мы и болеем, а «оно» время
от времени нас пугает. Как будто чего-то
требует.
– Если бы
вы выкинули абсолютно все иголки вместе с подушкой, домовой
навсегда исчез бы из вашего дома. Но ваш муж оставил себе, как
минимум одну иголку, и «ему» приходится разрываться между двумя
домами…
Позвали
мужа. Пусть и не сразу, но он вспомнил, что одну иголку он,
действительно, сохранил и понес ее показывать сослуживцам на
работе: мол, такими были швейные принадлежности в XV веке. Выкинуть
иголку ему не дали, она до сих пор хранится в ящике его рабочего
стола…
Когда
иголку вернули на место, в квартиру, домовой перестал тревожить
жильцов. А вскоре они перестали болеть. А все потому, что поток
негативной энергии
исчез…
Какую же
кашу любят домовые в День своего угощения? Любую! Ту, что едят
хозяева. Главное, чтобы подношение было выполнено с любовью. Но не
расстраивайтесь, если поутру обнаружите, что домовой так и не
притронулся к каше. Это другие, так называемые полевые формы жизни,
так что кашей они не питаются. Для них важен не вкус угощения, а
внимание…
|