В славянском язычестве Макошь считается покровительницей
женского начала, защитницей женщин и девушек. Издревле ее просили дать
легкие роды и здоровых детей.
Иногда ее изображали с рогами (характерный женский рогатый головной
убор носили еще в 19-ом веке на народных праздниках), или как женщину с
большой головой и длинными руками, а например, на Русском севере ее
представляли невидимой пряхой, которая тайно стрижет по ночам овец и
спутывает пряжу. Отсюда пошел обычай прятать на ночь веретено с пряжей,
чтобы Макошь не спутала кудель.
Макошь - старшая из богинь прях судьбы,
покровительствует плодородию, браку, урожайности, хозяйственности и
достатку в доме. В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях
предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и
Недоля, связующие покутными* нитями человека с плодами его трудов -
добрыми или злыми. Если Макошь оборвет нить судьбы, то человек умрет.
Поэтому древние славяне, чтобы добиться расположения богини, бросали в
колодец первые снопы хлеба и пряжу.
Символами этой богини являются - пряжа, клубок шерсти, веретено, их и
приносили на капища (от старославянск. капь — изображение, идол,
культовое сооружение у восточных славян дохристианского периода); металл
- серебро, камень - горный хрусталь и так называемый «лунный камень»,
зверь - кошка.
Слуги Макоши - пауки, потому считается хорошей приметой если в лицо
прилетит паутина, также с Макошью связывают оберег-веревочку,
повязываемую на правое запястье.
Некоторые источники утверждают, что культ Макоши возник 40-30 тысяч лет
назад, ей посвещено 12 годовых праздников (двенадцать пятниц в году),
после принятия христианства пятый день недели - пятница - связывался со
святыми женского пола, из них наиболее важны девятая и десятая (конец
октября — ноябрь), когда заканчивались все работы в поле.
В этот день женщины варили кашу из пшена с молоком и мёдом, жарили
курицу, им категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а так же
купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать
нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки
на веретене.
Приносили требы** и просили прощения за «всё, чем досадили» - за все
возможные оскорбления, нанесённые за минувшее лето. На священное дерево,
навязывали особые наузы с прошениями и наговорами. Также было принято
устраивали игрища и гадания на предстоящую зиму, одной из особенностей
этого праздника был - двухкольцевой хоровод. Одно кольцо (внешнее)
закручивается посолонь - на жизнь, а другое закручивается противосолонь -
на смерть, означало приближающуюся зиму. С этого дня начинались большие
зимние работы: прядение, ткачество, шитье, вышивание.
_________________
* Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и
следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и
результат и т.п
** Треба (жертва Богине) – шерсть, нитки, пряжа, платки, ленты, каша, хлеб, печенье, пряники, мёд, молоко, курятина.