Главная » 2011 » Апрель » 28 » Египетская мифология и христианство(продолжение)
19:18
Египетская мифология и христианство(продолжение)
...Это Исида спасла от смерти богов и людей. К этому чувству -
благодарности - прибавилось и то особенное обаяние, какое во всех
религиях исходит от божества, очищённого и осиянного двойной ролью
матери и женщины. Действительно, верующие, принявшие в первых веках
нашей эры осирийское учение, отдали себя больше под покровительство
богини, чем бога: они стали известны в римском мире под именем
поклонников Исиды и в непродолжительном времени взяли верх над всеми
остальными сектами. Учение поклонников Исиды пользовалось влиянием не в
одной только среде обиженных судьбой, которых скудность их жизни
заставляла алкать надежды и утешения; оно привлекало к себе учёных,
философов, артистов, проникнутых уважением к стране древней и чудесной
культуры, с величественными и нетленными памятниками, чьи жрецы
научили мудрости божественного Платона. Всё, что являлось с берегов
Нила, вошло в моду: бронза, вазы, мебель, ткани, драгоценные
украшения. Старались вставить эти предметы в их начальную раму -
живопись Помпей и Геркуланум. Начиная с 105г. до н.э. были построены:
Серапеум в Пуццуоли и Исеум в Помпеях; в Риме был свой храм Исиды во
времена Суллы. Борьба Антония и Клеопатры с Октавием временно уронила
египетский культ - он был воспрещён в Риме в царствование Августа и
Тиберия. Но в 38 г. н.э. Калигула освящает на Марсовом поле в Риме
большой храм Исиды Кампенсис; отныне императоры дают пример почитания
богини, между тем как легионеры, купцы, колонисты распространяют культ
Исиды в Африке, Галии, Германии - везде, где водружаются римские
орлы. В царствование Антония он достигает своего апогея и становится
сильнейшим соперником зарождающегося христианина. В течение 500 лет
человечество искало поддержки в учениях, исшедших из Египта.
В чём же крылось обаяние этого культа?
Прежде всего, в том, что он был тайным, доступным лишь для посвящённых.
Было запрещено раскрывать его Таинства. И действительно, для
писателя, Плутарх и Апулей, будто бы дающие нам проникнуть в это
учение, на самом интересном месте обрывают свои разоблачения и
торжественно замолкают. Так что сведения наши о теории посвящения
весьма отрывочны; зато по развалинам храмов (из которых лучше всего
сохранился помпейский) мы можем составить себе довольно точное
представление о религиозной жизни последователей Исиды. Средоточием их
жизни был храм Исеум, здание, ни в чём не походившее на греческие
храмы, превосходные образцы которых сохранились в Пестуме, Агригенте и
Сегесте. Проникнем вместе с посвящёнными внутрь храма. Поклонник
Исиды встаёт до зари, чтобы присутствовать при ранней службе или
заутренях Исиды. Культ Исиды заимствовал в египетских ритуальных
книгах свои троекратные богослужения в день. При входе в храм взорам
посвящённого открывается следующая картина. Духовенство стоя ожидает
верных. Впереди верховный жрец аскетического вида с головой бритой или
отмеченный тонзурой, с безволосым лицом, по правилам ритуального
целомудрия; он облачён в холщовое одеяние, голубовато-белый цвет
которого напоминает цветок льна, плода земли, дара Исиды и Осириса.
Чтобы душа его обитала в теле, не отягчённом материей, чтобы мог он
проводить свою жизнь "в наставлениях о размышлении, в обучении
божественным вещам", верховный жрец должен воздерживаться от всякого
излишества в пище и питании. Как и в Египет, он стоит во главе
духовной иерархии; её составляют пороки, допущенные к беседам с
божеством; столисты, жрецы и жрицы; на их обязанности лежит надевать и
снимать с изваяний богов облачения, наполовину чёрные, наполовину
яркие, что указывало на наши познания о богах, смешанны из света и
тьмы; постофоры, которые несут во время процессий маленькие наосы,
заключающие в себе статуэтки божеств. О них говорилось, что они хранят
в своей душе, как в корзине, священное учение, чистое от всяких
предрассудков, недоступное постороннему. Эти жрецы второго разряда носят
длинные светлые облачения, руки их, грудь и бритая голова остаются
обнажёнными; часто это бывали негры или египтяне, и тёмное их тело резко
выделялось над светлым холщовым покровом. Что касается жриц, они
одеты в длинные прозрачные платья в складках, волосы заплетены в косы,
окружающие лицо как диадемой; их отличительный знак шарф с бахромой,
концы которого завязаны узлом на груди.
Итак, Исида есть
женское начало природы, и она вмещает в себя всякое порождение, почему
Платон восхваляет её как "кормилицу" и как "всеобъемлющую", а
большинство - как "многоименную" из-за того, что она принимает
всяческие виды и формы, изменяясь по воле разумного начала. Она имеет
врождённую любовь к Первому и Самому могущественному, что тождественно
добру, и жаждет его, и стремится к нему. А доли зла она избегает и не
принимает; являясь для обоих почвой и материалом, она по собственному
побуждению склоняется всегда к лучшему, даёт ему из себя потомство,
позволяет осеменять себя истечением и подобием, радуется этому, и
счастлива, что зачинает и наполняется творениями. В материи же
творение является образом сущности, а возникающее - подобием сущего.
Поэтому мифы, не противореча сути, рассказывают, что душа Осириса вечна
и бессмертна, что плоть многократна разрывает и прячет Сет и что
Исида, странствуя, отыскивает и снова складывает тело: ибо сущее,
сверхчувственное и благое сильнее уничтожения и перемены.
Его
образы отпечатывает на себе чувственное и телесное начало, принимая от
него идеи, формы и подобия, которые, как печаль на воске, остаются не
навсегда; ими завладевает сила беспорядочная и вносящая расстройство,
явившаяся сюда из высших сфер и ведущая войну с Гором, которого Исида
родила как чувственное подобие нематериального тела.
Культу
Исиды поклонялись и римляне. Эти культы основывались на эйфории и
экстазе. Исида была Любящей Матерью и прощала своим почитательницам все.
Была щедро наделена терпением и мудростью. В ее храме могли молиться
даже самые опустившиеся женщины.