Вторник, 21.11.2017, 05:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Обзор неведомого и непознанного.

 
   



             

Блог

Главная » 2011 » Май » 2 » История «Олимпика» и «Британника»
08:19
История «Олимпика» и «Британника»
После гибели «Титаника» экипаж «Олимпика» забастовал: люди не хотели идти в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством спасательных средств. «Олимпик» наспех оборудовали дополнительными 40 складными шлюпками, но их спуск был слишком накладным процессом, поэтому команда требовала стандартных, деревянных шлюпок. Тогда «Олимпик» отправили в Белфаст на модернизацию. Переборки были подняты до палубы Б, теперь судно могло оставаться на плаву с 6-ю затопленными отсеками. Также судно было оборудовано 64 крепкими шлюпками. Были установлены шлюпбалки повыше, чтобы вместить по 2 шлюпки.

Изменениям подвергся и строящийся «Гигантик». Были сконструированы двойные борта в местах, где были котельные, переборки проходили и через пассажирские помещения. Сначала планировалось поставить шлюпки на всю длину шлюпочной палубы, по две на одну пару шлюпбалок. Но потом был предложен другой вариант: установить на судно 8 пар шлюпбалок-кранов, которые были способны держать до 6 шлюпок. Выглядело это менее эстетично, но на деле это было (как показала практика 21 ноября 1916 года) довольно эффективно. Но самым главным изменением в проекте судна было имя. По легенде гиганты и титаны погибли в битве с олимпийцами, и Уайт Стар Лайн, из суеверия, решили отказаться от греческой концепции и назвали новое судно более патриотичным именем — «Британник».


С началом Первой мировой войны «Олимпик» продолжал обслуживать трансатлантическую линию между Англией и Америкой. Позже он был реквизирован Британским Правительством как военный транспорт.

«Олимпик» в камуфляже
«Олимпик» в камуфляже

Судно совершало рейсы с солдатами в Средиземное море на остров Лемнос. После гибели от рук немцев 7 мая 1915 года «Лузитании», «Олимпик», перекрашенный в камуфляж, начал перевозить солдат из Великобритании в Галифакс, Канада. В 1918 году на «Олимпик» попыталась напасть немецкая подводная лодка, но атака была неудачной. «Олимпик» догнал субмарину и потопил ее таранным ударом. Это единственный случай, когда гражданское судно потопило вражеское военное судно. «Олимпик» пережил войну и после реставрации вернулся на трансатлантическую линию.


Во время войны «Британник» все еще находился на стадии отделки. В Средиземноморье требовались госпитальные суда, поэтому все самые большие британские лайнеры были реквизированы. «Британник» совершил 5 успешных рейсов в Грецию на остров Лемнос, откуда вывез множество раненых солдат.

«Британник»-госпиталь
«Британник»-госпиталь

Шестой рейс оказался роковым...


21 ноября 1916 года в 8:12 утра «Британник» около острова Кеа подорвался на мине и через 55 минут затонул. Погибли 30 человек. Такое маленькое число погибших обуславливается маленьким числом человек на борту. На «Британнике» было лишь 1066 человек, так как он шел за ранеными в Грецию. Если бы он подорвался на мине в обратном рейсе, жертв было бы намного больше.


«Британник» затонул почти в 3 раза быстрее «Титаника» только потому, что одна из переборок была повреждена, одна из дверей в переборке не закрылась, и медсестры проветривали каюты, открыв иллюминаторы, через которые попала вода. Хотя взрывом мины были повреждены лишь 2 отсека.


«Олимпик» прожил яркую жизнь: он был «Кораблем-чудом Света», военным транспортом, потопил немецкую подлодку, плавучий маяк. В конце своей карьеры получил прозвище «Старый Надежный». И в 1935 году ушел на заслуженный покой вместе со своей конкуренткой «Мавританией».

Исследование затонувшего «Титаника»

Все попытки установить точное местонахождение и обнаружить останки судна долгое время заканчивались ничем. И только 1 сентября 1985 года совместная французско-американская экспедиция под руководством доктора Роберта Балларда смогла не только найти «Титаник», но и впервые сфотографировать его на океанском дне с помощью управляемых под водой роботов.

Руководитель экспедиции, океанограф Роберт Баллард, рассказал о необычных обстоятельствах поисков "Титаника", поскольку, по его словам, теперь данная информация рассекречена. В начале 80-х годов Баллард обратился к ВМС США с просьбой профинансировать экспедицию, во время которой он планировал использовать для поиска "Титаника" изобретенный им глубоководный дистанционно управляемый аппарат. Однако оказалось, что в годы "холодной войны" американские военные интересовались затонувшим в 1912 году сугубо мирным лайнером куда меньше, нежели атомными подводными лодками. Точнее - двумя конкретными АПЛ, которые потерпели крушение в 60-х годах.


Первая из подлодок, "Трэшер", затонула в апреле 1963 года, когда проходила испытания после ремонта. Катастрофа унесла жизни 129 человек. Вторая АПЛ, "Скорпион", погибла в 1968 году. На ее борту находились 99 членов экипажа. И если относительно причин гибели "Трэшера" все было более-менее ясно (ее экипаж перед катастрофой успел сообщить о неисправности системы охлаждения реактора), то "Скорпион", по мнению американских экспертов, вполне мог стать жертвой нападения советских вооруженных сил.


Впрочем, командование американского флота интересовалось не только тем, СССР или не СССР уничтожил "Скорпион" почти 20 лет назад. В ВМС очень хотели узнать, что происходит с ядерными реакторами после того, как они не одно десятилетие пролежат на большой глубине.


Роберт Баллард согласился на предложение исследовать своим глубоководным аппаратом затонувшие подлодки, прикрываясь легендой о поиске "Титаника". Он долгое время не имел права говорить о своей истинной работе. "Я чувствовал, что это справедливая плата за возможность найти "Титаник", - заявляет океанограф. Впрочем, платить пришлось недешево: Баллард совершил на средства ВМС США две экспедиции и лишь под конец смог уделить 12 дней поискам "Титаника" (к счастью, эти поиски оказались успешными).


Баллард не может рассказать многого о том, какие результаты дала работа его экспедиции. Впрочем, Баллард назвал наиболее вероятную, по его мнению, причину гибели "Скорпиона": скорее всего, подлодка случайно подорвалась на своей собственной торпеде.


Что же касается "Титаника", то 12 дней, конечно же, не хватило на обследование лайнера. Этим занимались уже следующие экспедиции, в основном организованные компанией R.M.S. Titanic Inc. В 1994 году этой компании предоставили эксклюзивные права на исследование останков судна, однако в 2002 году R.M.S. Titanic объявила, что отказывается от этих прав. Это произошло после того, как фирме в судебном порядке запретили продавать найденные на "Титанике" вещи.


В 2004 году Роберт Баллард организовал новую экспедицию к "Титанику" и обнаружил, что за 19 лет его корпус был серьезно поврежден стараниями кладоискателей, которые существенно ускорили процесс естественного разрушения остова.


Фотография затонувшего «Титаника»

Фотография затонувшего «Титаника»
Фотография затонувшего «Титаника»

Фотографии затонувшего «Титаника»


В 2006 году США, Канада, Великобритания и Франция объявили о намерении заключить соглашение об охране "Титаника" от любителей древностей. В том же году компанию R.M.S. Titanic окончательно лишили права собственности на поднятые с "Титаника" предметы. Федеральный суд США объявил фирму временным хранителем вещей, который обладает правом демонстрации, но не продажи коллекции. Впрочем, нельзя забывать, что R.M.S. Titanic в 2002 году сообщила о намерении распродать коллекцию в связи с тем, что стала испытывать серьезные трудности с финансированием исследований "Титаника". И теперь, когда компанию лишили возможности изыскивать средства на экспедиции (или отняли стимул для их организации), неизвестно, на какие деньги легендарный лайнер будут исследовать впредь. Разве что ВМС США вспомнят еще о паре затерявшихся в тех местах подлодок.

Бегство "Самсона"

В ходе расследования, проведенного специальной комиссией, было установлено: недалеко от того места, где тонул "Титаник", находилось судно, которое могло бы спасти многих пассажиров лайнера. Но оно, с потушенными бортовыми огнями, быстро покинуло место кораблекрушения, не обращая внимания не только на радиосигналы, но и на многочисленные сигналы, подаваемые ракетами. Эксперты в один голос утверждали: это был пассажирский пароход "Калифорниан". Британское министерство торговли обвинило капитана этого судна в самом страшном на море преступлении - отказе от помощи гибнущим. Капитан "Калифорниан" Стэнли Лорд клялся, что его пароход был в 30 милях от "Титаника" и поэтому, естественно, он ничего не видел. Но все было напрасно. Лорда отстранили от службы и, всеми презираемый, он остаток своей жизни влачил жалкое существование.

В январе 1962 года капитан скончался в небольшом английском городе Уоллеси. И надо же было такому случиться, что почти сразу же после того, как Лорд ушел в мир иной, стало известно, что в архивах норвежского торгового флота найден вахтенный журнал и личный дневник старшего помощника капитана норвежского промыслового судна "Самсон" Хенрика Наэсса. Из этих документов следовало, что судно, которое неясным силуэтом промелькнуло на темном горизонте недалеко от места гибели "Титаника", было не "Калифорниан", а... "Самсон", который возвращался домой, в Норвегию, после нескольких месяцев браконьерского промысла на тюленьих пастбищах. В сентябре 1963 года Наэсс дал интервью корреспонденту норвежского радио, в котором признался, что видел белые ракеты, запускаемые с борта "Титаника", но принял их за сигналы, подаваемые американским патрульным судном, которое гналось за браконьером "Самсоном". Таким образом честное имя капитана С. Лорда было восстановлено, но с опозданием в 50 лет.


«Титаник»... Пожалуй, на земном шаре трудно найти человека, который бы никогда не слышал о печальной судьбе плавучего исполина. Погибший лайнер можно по праву считать самым знаменитым судном всех времен и народов.


Постоянный адрес статьи: http://wwint.alfamoon.com/index.php?mod=news&act=show&id=344

По материалам: НПИ «Открытия и гипотезы», №4, 2011 г.


Категория: разное | Просмотров: 5640 | Добавил: Selena | Теги: катастрофы, олимпик, Британник, Титаник, корабль-легенда | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 91
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0