"Это судно было воистину огромным. Никогда прежде
человечество не создавало ничего подобного. Все без исключения
науки и ремесла, которыми овладела цивилизация, были вовлечены в
процесс его постройки. Морские офицеры на его мостике
представляли собой сливки Королевского морского флота, но и им
прежде пришлось выдержать самые жесткие отборочные экзамены
по всем предметам, имеющим отношение к ветрам и течениям,
приливам и отливам, географии и астрономии, а также физической
природе морей и океанов. Их уже нельзя было именовать просто
флотскими офицерами, фактически это были ученые, в
совершенстве владеющие морским ремеслом. Такому же строгому
профессиональному отбору подвергся и штат механиков и кочегаров
машинного отделения, а служба стюардов оставила бы далеко
позади персонал любого первоклассного отеля..."
"Тщетность". М. Робертсон
В истории с «Титаником»
есть страничка, которую не обходят вниманием любители всего загадочного
и мистического. Речь идет о романе американского писатели Моргана
Робертсона впервые изданного за 14 лет до крушения «Титаника». В книге
говорится о гибели трансатлантического лайнера, который своими
фантастическими размерами превосходил все построенные дотоле суда. По
ходу действия романа холодной апрельской ночью происходит столкновение
лайнера с айсбергом и судно погибает.
Кораблекрушение это, по мысли автора, должно было символизировать тщету
всего земного. Робертсон назвал свое судно "Титаном". Такое совпадение
вызвало значительный интерес у публики. Моргана даже называли «вторым
Нострадамусом». Да и сейчас часто можно услышать с экрана телевизора или
прочесть в прессе о том, что Робертсон до мельчайших подробностей
предсказал как технические подробности постройки «Титаника», так и его
гибель. Но при ближайшем рассмотрении все оказывается не совсем так, как
кажется.
Первоначально роман, изданный в 1898 году, назывался «Тщетность». Но
тогда выход в свет этой книги на широкую публику не произвел заметного
впечатления. Слава к автору пришла уже после гибели «Титаника» в 1912
году, когда роман был переиздан под несколько другим названием -
«Тщетность или гибель «Титана»».
При этом автор не ограничился обновленным названием. Во втором издании
многие технические параметры своего мифического «Титана» он изменил так,
чтобы максимально приблизить их к реальным размерам «Титаника». Иными
словами, роман был отредактирован уже после гибели "Титаника" и именно в
этом новом тексте появились "предсказания", которые можно счесть
поразительными.
Предпосылки таких изменений понятны: повышенный интерес публики к гибели
«Титаника» не мог не сказаться на продажах вышедшей книги. И этот ход
сработал. Все последующие переиздания «Тщетности» делались как раз по
варианту книги образца 1912 года.
Достаточно сказать, что "Титан" первого издания не так уж и похож на
реальный "Титаник" (чего стоят хотя бы паруса для увеличения скорости
хода). Были изменены и технические характеристики корабля в сторону их
большей похожести на «Титаник».
Обстоятельства гибели судна также мало напоминают то, что произошло в
реальности в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. В книге пассажиры не
устраивают борьбы за место в спасательных шлюпках, поскольку «Титан», по
воле автора, затонул почти мгновенно, а шлюпки были разбиты «в щепки».
При этом автор «Тщетности» сохранил жизни только 13 персонажам, тогда
как с «Титаника» спаслись около 700 человек. Также интересно что, в
отличие от «Титаника», «Титан» отправлялся не в первый рейс, а в третий,
причем не в Нью-Йорк, а из него.
Более того, в книге столкновение лайнера с айсбергом вовсе не является
кульминацией сюжета. Безумный капитан «Титана» пытается установить
рекорд по времени плавания из США до Европы. Корабль идет на полном
ходу, по дороге разносит в щепки деревянную рыбацкую шхуну (но не
останавливается, чтобы подобрать выживших) и только потом врезается в
айсберг. Но это еще не конец: главный герой и его любимая успевают с
корабля перескочить на ледяную глыбу, терпят лишения, сражаются с белыми
медведями, но в итоге все заканчивается хеппи-эндом.
В первом издании, конечно, тоже есть совпадения. Корабль из романа
действительно назывался "Титан" и был самым большим судном в мире.
Крушение также произошло апрельской ночью. Но ситуация с угадыванием
названия не содержит ничего загадочного. Это уже после гибели
«Титаника», название корабля стало символом катастрофы, а в то время это
было самое обычное, широко распространенное, название.
Не смотря ни на что, роман, в свое время, нашел читателей и завоевал
популярность. И уже не важно, захотел ли автор внести изменения сам или
его надоумил издатель. Мифы живут дольше своих создателей.
И. Остин, Земля (Sol III).
Постоянный адрес статьи: http://wwint.alfamoon.com/index.php?mod=news&act=show&id=345
По материалам: НПИ «Открытия и гипотезы», №4, 2011 г.
|