В современной России самым обычным термином для вампира является
"упырь" - термин, возможно, заимствованный от украинского "упырь". В
России понятие о вампире тесно ассоциировалось с ведьмой или колдуном,
которые в свою очередь были связаны с понятием о ереси. Ересь
определялась как отступление от догм, считавшихся важными для восточной
православной церкви. В православной церкви закрепилось представление о
том, что тело человека не будет нормально разлагаться, если смерть
произошла в тот момент, когда человек был отлучен от церкви. Его могли
отлучить из-за аморального поведения или ереси. Таким образом, еретик (в
родственных диалектах и языках - еретик, еретика, еретника или ерестун)
мог стать после смерти вампиром. В русской мысли связь между ересью и
существованием вампиров постоянно усиливалась до тех пор, пока их не
стали отождествлять друг с другом. Лицо, являющееся еретиком в жизни,
могло стать вампиром после смерти. Наиболее вероятным еретиком, который
мог превратиться в вампира, был тот, кто практиковал магию, под
различными именами - кудесник, порцельник, колдун или знахарь. Способ
превращения в вампира широко варьировался. Еретик также ассоциировался с
колдовством, практикуя которое, человек становился вампиром. За многие
годы на всех огромных территориях, составляющих Россию, понятие "еретик"
приобрело ряд дополнительных значений. Временами это понятие относили к
членам многочисленных сектантских групп, которые отвлекали людей от
истинной веры. Он также применялся к ведьмам, которые продали свою душу
дьяволу. Вампирический еретик обладал дурным глазом и мог свести
человека, на которого упал такой вампирический взгляд, в могилу. Дмитрий
Зеленин проследил возникновение еретика-вампира от борьбы, которая
велась православием против средневековых религиозных сект. Сектанты были
определены как "иноверцы" (т.е. люди, придерживающиеся другой веры).
После смерти иноверцы ассоциировались с "заложными покойниками" или
нечестивыми умершими, и, таким образом, их не хоронили на кладбищах.
Если они умирали без исповеди, тогда они рассматривались как умершие во
грехе. Поскольку они не верили в истинного бога, то, возможно, они
служили дьяволу, а следовательно, считались колдунами. Еретиков обычно
уничтожали при помощи осинового кола, всаженного в спину, или при помощи
огня. В Олонецком районе свидетельства говорили о том, что любой
человек, включая благочестивого священника, мог стать вампиром, если
вмешивался колдун и забирал тело в момент смерти. Крестьянин возвращался
как будто выздоровевшим, но фактически он становился ерестуном
(вампиром), который начинал питаться членами своей семьи. Люди в
соседних деревнях начинали таинственно умирать. В районе Елатомска в
восточно-центральной России были сообщения о еретичках - женщинах,
которые продали свою душу дьяволу. После смерти эти женщины бродили по
земле и пытались отвратить людей от истинной веры. Их можно было
обнаружить около кладбищ, так как они спали по ночам в могилах нечистых.
Их можно было определить по их появлению в местной бане, где они
производили ужасный шум. Народные сказания о вампире. Вампир был
объектом многих русских народных сказок, собранных в ХIХ и в начале ХХ
века, начиная с работ А.Н.Афанасьева в 1860 году. Как это было
свойственно для многих народных сказок, он служил для того, чтобы
поддерживать ценности общества и поощрять определенный вид поведения.
Например, сказка "Смерть на свадьбе" рассказывала о приключениях
солдата, который был горд своей службой Богу и императору. Не зная того,
солдат привел с собой вампира на свадьбу, где тот начал тянуть кровь у
молодоженов. Испуганный солдат тем не менее втягивает в разговор колдуна
и говорит с ним до тех пор, пока не узнает секрета, как же можно его
остановить. Сначала он украл немного крови, которую выпил вампир, собрал
в две склянки и вылил ее обратно на раны, которые сделал вампир на
телах молодоженов. Затем он привел сельчан на кладбище, где они вырыли
тело вампира и сожгли его. Солдат был щедро вознагражден за свои
поступки и также за проявленное мужество на службе Богу и императору.
Отправление русского вампира в мир иной следовало всем традиционным
способам, известным во всех славянских странах. Тело подозреваемого
вампира прежде всего выкапывалось. Часто кол (лучше всего осиновый)
всаживался в сердце. Иногда тело могло быть сожжено (в записях
Афанасьева упоминалось, что для сожжения вампира использовался осиновый
хворост). Из записей района Олонца было известно, что тело хлестали
кнутом, прежде чем втыкали кол в сердце. Вампир в русской литературе. В
ХIХ веке вампир вошел в мир русской литературы вместе с популярностью
немецких романтических историй Э.Т.А.Гофмана и работ Гете. В 1840 году
Алексей К.Толстой (1817-1975) объединил вампира популярного русского
фольклора с литературным вампиром, который возник в Германии и Франции.
Два рассказа , "Упырь" и "Семья вурдалака", стали классикой как жанра
ужасов, так и русской литературы. Последний был экранизирован
итальянским режиссером Марио Бава как часть его антологии ужасов "Черный
шабаш". Совсем недавно "Семья вурдалака" послужила основой русского
фильма, выпущенного в США под названием "Папа, Санта Клаус умер" (1992).
По крайней мере, два русских рассказа о вампирах были переведены и
получили широкое распространение по всему миру - "Вий" (или "Вив")
Николая Гоголя и "Призраки" Ивана Тургенева. Первый стал основой для
двух фильмов - "Маска Сатаны" (выпущен в США как "Черное воскресенье"),
также поставлен Марио Бава, и переделанный фильм под тем же названием,
сделан сыном Марио - Ламберто Бава. Русская версия "Вия" была снята в
1967 году. Возможно, вообще первым фильмом о вампире был "Тайна дома
номер 5", выпущенный в России в 1912 году. Неправомочная версия
"Дракулы" - первая экранизация романа Брэма Стокера была снята в России
двумя годами ранее, чем "Носферату, симфония Гаруна", более известного
фильма Фридриха Вильгельма Мурнау. Однако вампир не был постоянной темой
для создания фильмов в России все эти годы.http://devillkat.narod.ru/russianvampire.html