В пределах одной общности разные тотемические системы могут накладываться
друг на друга, давая эффект интерференции и усложнения (напр., родовой,
фратриальный тотемизм, тотемизм брачных классов, тотемизм полов,
личноиндивидуальные формы тотемизма). Лично-индивидуальная
форма близка к нагуализму, в основе которого находится представление об
особом животном (нагуале). мистическим образом влияющем на судьбу данного
индивидуума (ср. близкие формы культа личных духов-покровителей у североамериканских
индейцев и верования в личных покровителей в виде собаки, ворона. лебедя,
т. н. fylgja у древних исланд-ев). С нагуализмом связаны и трудно поддающиеся
исследованию мифологические представления о Животных, чаете проявляющиеся
во время и в форме сновидений.
Более определённая роль мотивов, возникающих в рамках промыслового
культа (и его ядра промысловой магии), которые либо становятся частью целого
мифа, либо остаются на уровне некоей инструкции (она может иметь и словесную
форму). регулирующей поведение в соответствующей ситуации. Мощными мифообразующими
потенциями обладают мотивы, приурочиваемые к деятельности духов-хозяев
(напр., диких зверей, дичи и т. п. на Кавказе, d Сибири, Юго-Восточной
Азии, Африке, Австралии, у американских индейцев), особенно когда образы
духов хозяев сублимируются в божественные ипостаси (напр., эскимосские
божест-ва типа великой морской богиеи Седны, связанной с тюленями; Торнгарсоака,
имеющего облик белого медведя; Каннакапфалука, обитающего на морском дне,
и т. п.). С ними соотносятся особые мифы и ритуалы, в которых элемент анимализма
может репродуцироваться и в связи с:
предметом промысла, и в связи с божеством или духом-покровителем данного
Животного, и, наконец, с субъектом промысла — человеком, в
котором подчёркиваются и обыгрываются его зооморфные черты, его двуприродность
(человеческая и животная (напр., во время т. н. "медвежьиих" праздников»,
широко распространённых у айнов, нивхов и других народов Сибири и Дальнего
Востока), в представлении кетов человек и медведь могут выступать
как разные ипостаси одного и того же существа отличающегося от всех других
Животных наличием души (ср. также представление о медведе как об умершем
родственнике, рассказы о брачных отношениях медведя и женщины,
воспитании медвежонка в человеческой семье, особенно у айнов, и др.
http://myfhology.info/myth-animals/animals.html
|