Волк. В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной
Америки образ Волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой
дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий
Северо-западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника
племени, а иногда и его близнеца - волчицей (ср. римскую легенду о капитолийской
волчице, вскормившей Ромула
и Рема, древнеира некую легенду о волчице, вскормившей Кира,
рассказ китайской хроники 7 в. о предках тюрок, истреблённых врагами, кроме
одного мальчика, которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой
и родившая ему десять сыновей; аналогичное предание о волке-прародителе
существовало так-же и у монголов). Тотемические истоки подобных мифов особенно
отчётливы в типологически сходном предании рода кагвантанов у североамериканского
индейского племени тлинкитов. По этой легенде, один из предков рода встретил
волка, подружившегося с ним и обещавшего его осчастливить, после чего род
стал считать волка своим тотемом. У индейского племени нутка существовал
миф, согласно которому волки украли сына вождя. В подобных мифах предок
— вождь племени выступает в образе волка или обладает способностью превращаться
в волка (греч. Долон, ср. также слав. Змей
Огненный Волк}, что связывается с представлениями (проявляющимися и
в фольклорной традиции) об оборотнях
типа славянских и балканских волкодлаков
(вурдалаков),
литовских вилктаков и др. Герой-родоначальник, вождь племени или дружины
называется иногда волком или имеющим «голову волка» (ср. прозвище грузинского
царя Вахтанга Горгослани, букв. «волкоглавый») или «тело (живот)
волка» (герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата»
Бхима; имена с тем же значением даются членам рода Волков, у тлинкитов-кагвантанов).
В качестве бога войны Волк
выступал, в частности, в индоевропейских мифологических традициях, что
отразилось в той роли, которая отводилась волку в культе Марса
в Риме и в представлении о двух Волках (Geri и Freki), сопровождавших германского
бога войны Одина
в качестве его «псов» (аналогичное представление отмечено также в грузинской
мифологии). Соответственно и сами воины или члены племени представлялись
в виде волков или именовались волками (в хеттской, иранской, греческой,
германской и других индоевропейских традициях) и часто наряжались в волчьи
шкуры (древние германцы, в частности готы, во время праздника, о
котором сообщают византийские источники). Согласно хеттскому тексту обращения
царя Хаттусилиса I (17 в. до н. э.) к войску, его воины должны быть едины,
как «род» «волка» (хетт. , родственно др.-исл. vitnir «волк»,
укр. вицун, «волк-оборотень»). Аналогичное представление о волчьей стае
как символе единой дружины известно на Кавказе у сванов. Богам войны (в
частности, Одину) приносили в жертву волков, собак, а так-же людей, «ставших
волками» (согласно общеиндоевропейскому представ-лению, человек, совершивший
тягостное преступление, становится волком); формула засвидетельствована
по отношению к преступнику-изгою в хеттских законах, древнегерманских юридических
текстах, а также у Платона (ср. др.-исл. vargr, «волк-изгой», хетт. «человек
тягостного преступления»).
Связь мифологического символа
Волка с нижним миром, миром
мёртвых характерна для мифологии индейцев-алгонкинов, согласно которой
Волк — брат Манабозо (На-на-буша) провалился в нижний мир, утонул и после
воскрешения стал хозяином царства мёртвых. В «Эдде» конец мира вызван чудовищным
Волком, сорвавшимся с цепи (ср. мифы о чудовищных псах в мифологии народов
Центральной Евразии).
У восточных палеоазиатов (камча-далов, коряков) сохранялся «волчий
праздник», совершавшийся в связи с охотой на волка и представлявший собой
обрядовое соответствие мифам о Волке. Ритуал переодевания в волчьи шкуры
или хождение с чучелом волка , у многих народов Европы (в т. ч. у южных
и западных славян) приурочивался к осенне-зимнему сезону (латыш. vilka
menesis — названия декабря — букв. «волчий месяц», а также аналогичные
названия в других европейских традициях).
Представление о превращении человека в волка,
выступающего одновременно в роли жертвы (изгоя, преследуемого) и
хищника (убийцы, преследователя), объединяет многие мифы о
Волке и соответствующие обряды, а также т. н. комплекс «человека-волка»,
изученный 3.Фрейдом и его последователями и воплощённый в художественной
форме Г. Хессе в романе «Степной волк».
Для всех мифов о Волке характерно сближение
его с мифологическим псом.