Вторник, 16.04.2024, 12:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Обзор неведомого и непознанного.

 
   



             

Блог

Главная » 2010 » Ноябрь » 2 » Жизнь гладиатора
17:03
Жизнь гладиатора

     

Жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы не возможной. судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил. для современного человека совершенно не понятно, как при таком образе жизни (см. образ жизни гладиатора) и работе на износ, некоторые бойцы выигрывали бой за боем и могли побеждать в яти, десяти боях подряд. эти по истине уникальные боевые экземпляры получали от императора свободу, в день поучения которой, школа, воспитавшая такого блестящего гладиатора готовила пышнейшую церемонию. на этом празднике освободившемуся гладиатору дарили рудис – деревянный меч. в исторической литературе нередко встречается термин «рудийцы», что обозначает – свободные воины, воины получившие свободу от гладиаторских сражений. история знает пример публия остория, гладиатора из города помпеи, прежде чем получить свободу и стать рудийцем, он победил более чем в полсотни поединков и остался жив, правда по одной из версий был одноглазым, а по другой лишился правовой руки. сейчас вам, конечно же, покажется, что при такой ужасной жизни единственной мечтой гладиатора может быть мечта о «свободе от поля», однако если быть до конца честными следует сказать, что такая мечта жил не во всех. в истории осталось имя знаменитого гладиатора из сирии фламмы, который после каждого своего освобождения заключал новые контракты с гладиаторской школой. это гладиатор был уже четырежды свободен, но предпочитал свободе бой, так он и встретился со своей смертью – будучи свободным, но дерущийся на одном поле с обречённым на смерть и рабами. прямо противоположен этому пути, путь который избрал гладиатор веяна, он за накопленные средства купил себе поместье и дожил там до глубокой старости, став почётным отцом большой фамилии. он умер счастливым и свободным от старости тела и духа, в тёплой посели патриция.



Зрелища
Из ближайшего ассоциативного ряда доступного современному человеку, гладиаторские бои ассоциируются с цирковым шоу. игры никогда не проводились спонтанно, они планировались тщательно специальными людьми, их называли – эдиторами. эдитор занимался не только подготовкой и проведением игр, но рекламой. когда день проведения зрелища становился известным, организаторы вывешивали афиши – libelli, которые в свою очередь должны были включать имена всех бойцов и самыми большими буквами писались имена известных гладиаторов. по принципу ипотеки зрители могли осуществлять денежные ставки - на бойца, который, по их мнению, окажется победителем. как говорилось раннее, древние римляне обожали песни и театрализованные представления, поэтому перед началом боя всегда были музыкальные и театральные миниатюры. выходя на ринг гладиаторы должны были провозглашать: ave, caesar, morituri te salutant!, что означала, смотри великий цезарь, обречённые на погибель приветствуют тебя! по традиции до начала боя бойцов-гладиаторов разделяли на пары и начинали первый демонстрационный бой – prolusio, его участники дрались не по-настоящему, их оружие было деревянным, движения больше напоминали танец, нежели бой сопровождались аккомпанементом лютни или флейты. по окончанию «лирического вступления» взвывал горн и извещал о том, что сейчас начнётся первый настоящий бой. передумавших сражаться гладиаторов избивали, а иногда даже убивали, раскаленными плетями. бой считался законченным, когда один из противников либо был мёртв, либо подымал вверх указательный палец с просьбой о пощаде и опускал оружие. в зрелищных боях, когда люди дрались с людьми, поединок считался законченным только в случае убийства одного из противников: человека зверем или зверя человеком.


Отношение к гладиаторам римлян

       Для большинства римлян эти зрелища были любимейшим развлечением. они ходили в амфитеатры за острыми впечатлениями, увидеть экзотических животных, полюбоваться на лучших гладиаторов. имена которых были также хорошо известны, как сегодня имена спортсменов и певцов эстрады. отправляясь в амфитеатр публика уже знала, кого в этот день она увидит на арене. ведь существовали афиши с полной программой выступлений и именами участников. этой популярностью отдельных бойцов пользовались в своих целях организаторы игр, предварительно скупавшие все билеты. чтобы распродать их в розницу по большой цене.

       Но иным римским интеллектуалам кровавые массовые зрелища были совсем не по душе, и при том по многим причинам. римские богачи на перебой задавали пышные празднества, устраивали дорогостоящие игры, не жалели никаких средств, дабы завоевать расположение сограждан. о богатых и влиятельных людей таких как крассы, лукуллы, квинт гортензии гортал, гай клавдий пульхр, сын аппе клавдия, публий корнеллий лентул, наконец, помпей великий, старались не отставать и другие, когда становились эдилами. к таким людям цицерон, к примеру, относился весьма критически – быть может, ещё и поэтому он не спешил выполнять просьбу эдилла целия о ловле пантер.

       Подобное поведение должностных лиц великий оратор и философ называл расточительством, а вовсе не щедростью или широтой души: «расточительные – это те, кто проматывает своё состояние на пирушки, на раздачу мяса, на бои гладиаторов, на игры и на травлю диких зверей – на всё то, о чём память они оставят ни долгую, или вообще не оставят никакой». а любой трате денег, «цель которой – снискать расположение толпы», цицерон отзывался очень резко и отрицательно. хотя, мнение философа не могло отражать мнения всего народа, если был хотя бы один человек, который высказывался против, утверждать, что всё римское общество принимало бы на ура бои гладиаторов было глупо.


Кодекс чести

       Гладиаторы, подобно римским воинам имели свой устав, некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное название. т.к. изначально гладиатор по определению не свободный человек, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. когда человек попадал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, ему необходимо было для того, чтобы юридически считаться гладиатором, исполнить ряд действий, во многом конечно чисто формальных. гладиаторы давали клятву и принимали присягу на подобие воинской, согласно которой должны были считаться «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы в которой жили, учились, тренировались и умирали.

       Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и не нарушать их ни при каких обстоятельствах. гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание – единственный способ, которым он мог контактировать с залом, были жесты. когда гладиатор поднимал вверх указательный палец – это символизировало мольбу о пощаде, если же большой палец был повернут вниз, это символизировало, что боец так тяжело ране, не может продолжать бой и просит добить его, ибо знает, что погибнет и после боя. вторым негласным пунктам было соблюдение неких «правил» достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев.

       Боец – гладиатор не имел право на трусость и страх смерти. если боец чувствовал, что умирает. должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, что бы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.


Обучение гладиаторов

Как уже говорилось ранее, в гладиаторские школы попадали разными путями, нередко наряду с пленниками и рабами туда попадали и свободные люди, угодившие в сложные ситуации. обучение было не менее жестоким, чем сами сражения. не всегда гладиатор, одержавший победу в схватке, мог уйти с арены. бывало, что на смену павшему бойцу выставлялся другой и сражение возобновлялось.

Часто бойцы не знали, что вместо тренировочного боя сразу попадут на настоящее сражение. таким образом, лучшем обучением для гладиатора того времени был настоящий бой. новичков, сумевших выжить после первого в своей жизни настоящего боя, и победивший своего противника, получал табличку из слоновой кости, где было написано его имя и имя хозяина его школы, т.е. школы в которой он обучался, - ланиты, для самого ланиты это конечно было очень хорошей рекламой. имея такую табличку, гладиатор как отличившийся переходил в группу более высокую по классу мастерства. заслужив определённое количество таких значков отличия, гладиатор оказывался, наконец, в группе ветеранов, имея право на почётную отставку. но до этого счастливого момента, как вы понимаете, доживали не многие.

Жизнь раненого бойца зависела полностью от воли зрителей. поражённый мог умолять публику о снисхождении, о сохранении ему жизни, поднимая вверх указательный палец. если он пользовался симпатией великодушных зрителей, он оставляли его в живых. если же нет, большой палец зрителей, занимавших трибуны, поворачивался вниз и несчастному пророчили смерть криками «добей!». тренировки перед большими сражениями, на которых мог присутствовать император, занимали от 10 до 14 часов в сутки. дрались обречённые за тарелку луковой похлебки, которую, кстати, не всегда и получали. загадкой остаётся, как при таком скудном питании бойцы могли драться. очевидно, всё дело тут в психологии, вся гладиаторская «индустрия» держалась на страхе.

Добровольные гладиаторы

Чаще всего гладиаторами были рабы, невольники или военнопленные, но иногда и вольные люди, попавшие в сложное материальное положение. их называли «добровольные гладиаторы» и добровольцы. число этих людей достаточно быстро росло, уже к концу 1 века н.э. более 90% из всех бойцов уже состояли добровольные гладиаторы, пришедшие за деньги. безусловно, это не были люди имеющие знатную родословную или высокое положение, большинство из тех, кто становились бойцами - гладиаторами добровольно были выходцами из самых нижних общественных слоёв.

       Такими в Древнем Риме признавались сбежавшие рабы, должники, всё имущество которых было утрачено при попадании ими в долговую яму, каторжники, которые освободившись на свободу, так и не смогли найти себе место в жизни. нередко, можно было найти среди желающих стать гладиаторами праздных бездельников, которые попросту ничего не умели делать, не хотели учиться и рано остались без родительской, фамильной, как говорили римляне, опеки. что же привлекало людей так распорядиться своей жизнью? конечно финансовое поощрение, которое выдавалась каждому гладиатору сумевшему остаться в живых после нескольких боёв подряд.

       Если говорить о юношах из богатых и знатных семей, то объяснить их решение можно только поискам приключений и адреналина. нередко получалось, что нанявшийся в школу искатель приключений не выдерживал суровой гладиаторской дисциплины и просился обратно, в отчий дом, который недавно покидал с такой радостью, тут конечно не обходилось без курьёзов. кто знает, возможно в следствии этого, добровольные гладиаторы получили разрешение жить дома, но являться на тренировки в строго указанное для этого время. за время свободное от тренировок, многие бойцы успевали создать семью и воспитать детей. контракт со школой также можно был разорвать, если ты до прихода в школу был свободным человеком, но тогда нужно было платить большой выкуп. но, есть ли цена у свободы?


Женщины-гладиаторы

Для историков по сей день остаётся не прочитанной книгой судьба женщин – гладиаторов. не стоит сомневаться, жестокие нравы того времени могли допустить и такое. в 2000 году все газеты мира провозглашали сенсацию: «найдены останки женщины – гладиатора!». эту, по истине, шокирующую находку сделали британские учёные проводившие раскопки исследования римского периода. если ранее, единственным что доказывало факт того, что женщины не только могли участвовать в сражениях, но участвовали в них, были только гипотезы учёных. изучив тазовые кости и позвоночник, ученые смогли установить с большой достоверностью, что найденные останки принадлежат женщине. проведя сложный анализ определяющий возраст, учёные констатировали факт, что ставки относятся к римскому периоду. женщина умерла от многочисленных повреждений, и возможно предполагать, участвовала в схватке с животным. римляне исповедовали язычества, и поэтому природа римской религии не запрещала женщинам «лицедействовать» т.е. перевоплощаться, по средствам театральной игры. впервые женщину в качестве актёра на сцене увидели при нейроне. нейрон восторгался красотой женского тела и привлекал женщин не только к исполнению на сцене песен и театральных актов, но и к настоящим дракам. постепенно, женщина перекочевала из театра в амфитеатр. первые в истории гладиаторские бои в честь смерти женщины были проведены после смерти любимой дочери цезаря юлии. существует также информация, что эти игры сопровождались женскими ритуальными танцами, в ходе которых женщины имитировали бой. конечно, точно никто пока не назовёт имён женщин гладиаторов, причин тому несколько. во-первых, поступая в школу они возможно получали мужские имена, под которым и были похоронены, во вторых, даже читая римских историков, становится понятно, что женские бои были более таинственные и сакральные… а тайны как известно, принято не разглашать.

Выступление женщин – гладиаторов, о котором упоминает светоний в жизнеописании императора домициана (81-96гг.), уже в то время считалось чем-то новым.

В цирке устраивались кровавые бои женщин – гладиаторов, в которых участвовали даже женщины из почтенных семейств, что считалось особенно позорным. на 9-том году правления нерона эти бои приняли невероятные масштабы.

Было бы совершенно неверным думать, что представительницы нежного пола только в продвинутом и эмансипированном хх веке так упорно стремились присвоить все исконно мужское — манеру поведения, участие в общественной жизни, одежду, профессии, увлечения. такова уж натура женщины, что ей всегда хочется того, что, по идее, ей не должно принадлежать. так что уже древние гречанки прилагали немало усилий (вплоть до риска лишиться жизни), чтоб попасть на запретные для женщин олимпийские игры, а древние римлянки обожали мужские бани и мужской разгульный образ жизни. более того, женщины-гладиаторы иной раз одерживали победу над представителями сильнейшего пола.

Исчезновение гладиаторов

Мир менялся, и вместе с ним менялись ценностные ориентации людей. когда римским императором был Константин, христианство крепло и набирало силу. постепенно церковь становилась сильным феодалом, она владела землей и вследствие этого серьёзно влияла на государственную политику.

Сам Константин – великий принял христианство первым среди римских императоров, правда, сделал это за несколько мину перед смертью. вскоре христианство было принято равноправной с римским язычеством религией, а после и вовсе вытеснило языческие представления римлян о богах, и навязала единобожие. на сборе первого же церковного собора было принято решение бороться с кровавыми языческими игрищами. осуждённых высшим удом больше не обрекали на смерть и не бросали на арену с хищными жаждущими крови зверями, вместо этого им инкриминировали принудительные каторжные работы.

Однако, даже после принятия этого эдикта на апеннинском полуострове жрецы, с согласия императора, всё же ещё продолжали организовывать гладиаторские бои. жрецы, хлебом для которых было служение кровавым культом, не хотели расставаться со своими привычными и понятными ритуалами, и с их лёгкой руки гладиаторские бои чуть было не возродились.

Однако, в 357 году император Константин второй запретил военнообязанным юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 закрылась последняя из них. но, расстаться с привычкой видеть смерть, живущую в обществе долгое время, было не так-то просто. через пять лет, понадобился новый императорский указ решительно и бесповоротно запрещающий организацию как школ, так и гладиаторских сражений. поводом для этого послужила трагическая гибель христианского послушника в 404 году, некого телемаха. монах выбежал на арену и пробовал успокоить дерущихся, но вместо этого сам был разорван разъярённой толпой. после этого император ганорий запретил гладиаторство. навсегда.


http://romanum.0pk.ru/viewtopic.php?id=53

Категория: разное | Просмотров: 7222 | Добавил: Selena | Теги: история, бои, гладиаторы, древний Рим | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 91
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0