|
|
Дьявол, сатана,
тот, кто не испугался перечить Богу, первый бунтовщик, вот уже 2000
лет, если не больше, завораживает умы людей. Можно даже сказать, что
популярность дьявола усилиями кинематографистов и писателей выросла до
неимоверных высот. Свидетельством этому, например, является, созданная
ЛаВеем Церковь Сатаны да и само течение сатанизма. Интерес к
фигуре дьявола, порожденный в свое время самой церковью, обусловлен и
поддерживается интересом ко злу (или, как назвал его Мюссе в начале 19
века в "Исповеди сына века", "любопытством ко злу") как к катастрофе,
катаклизму, - зрелищу поистине грандиозному, что их можно поставить на
уровень творения мира. В самом Апокалипсисе, если его прочитать,
красота творения противопоставлена красоте вселенского разрушения - это
библейское "Бытие" наоборот. Человек же перед лицом мира - зритель, его
натура всегда жаждет зрелищ, и Дьявол удовлетворяет эту жажду сполна.
Знаменитость Дьявола также поддерживается еще одним человеческим
качеством, а именно желанием переложить на кого-то или что-то
собственную вину, отыскать (или создать) образ внешнего врага, который
во всем и виноват. Дьявол, отвечающий за все мировое зло, подходил к
этому лучше всего. Подобно тому, как Христос принял на себя человеческие
грехи, дьявол принял на себя
все творимое человеческое зло. Также стоит
остановиться на неоднозначности самой натуры дьявола - с одной стороны,
разрушителя и противника Бога-творца, антидемиурга и подстрекателя ко
злу, а с другой - карателя за грехи человеческие и в этом смысле как бы
помощника Бога, его своеобразное орудие возмездия. Двойственность
главной антагонистической фигуры религии предоставила в дальнейшем
возможность смены самой ее полюсности в паре "Дьявол - Бог". Начатая с
"Потерянного рая" Мильтона, традиция оправдания первого бунта против
тирании и наделения дьявола положительными чертами (с соответствующим
наделением Бога чертами отрицательными) пройдет через всю романтическую и
постромантическую литературу ("Каин", "Небо и Земля" Байрона,
"Пророческие книги" Блейка, "Ода Сатане" Кардуччи, "Восстание ангелов"
А. Франса, "Литургии Сатане" Бодлера) и своеобразным образом преломится в
творчестве русских мыслителей ("Демон" Лермонтова, "Братья Карамазовы"
Достоевского, "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Дневник Сатаны" Л.
Андреева и т.д. и т.п.). П. Шелли по поводу влияния, оказанного поэмой
Мильтона на мировой культурный процесс, писал: "Потерянный рай" привел в
систему современную мифологию… Что касается Дьявола, то он всем обязан
Мильтону… Мильтон убрал копыта и рога; наделил величием прекрасного и
грозного духа - и возвратил обществу". Вот в этом то создании
отрицательного героя и следует искать корни современного сатанизма и
истоки позитивной трактовки основной фигуры демонологии как
единственного борца за человечество, давно оставленное Богом.
http://muerte.ru/content/view/24/34/
|