Исида, Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра,
символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания, дочь
Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида помогала Осирису
цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить
болезни и учредила институт брака. Исида была настолько популярна в
Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как
покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.
Культ богини был также распространен в Древней Греции, Риме и даже
повлиял на христианские культуру, религию и искусство.
Богиня была хорошо известна грекам и римлянам. Жена Осириса. Её отождествляли с Деметрой.
Изобрела паруса, когда искала своего сына Гарпократа (Хора).
Отождествляется с Ио, дочерью Инаха, египтяне так назвали Ио.
Некоторые считают, что она стала созвездием Девы. Поместила Сириус на
голову Пса.
Рыба, которая ей помогла, стала созвездием Южной Рыбы, а её сыновья — Рыбами.
В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы»
описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное
символическое содержание так и остаётся загадкой.
Культ Исиды
и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в
греко-римском мире, сравнимое с христианством и митраизмом. Как
вселенская богиня-мать, Исида пользовалась широкой популярностью в
эпоху эллинизма не только в Египте, где её культ и таинства процветали
в Александрии, но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны её храмы
(лат. Iseum) в Библе, Афинах, Риме; неплохо сохранился храм,
обнаруженный в Помпеях. Алебастровая статуя Исиды III века до н. э.,
обнаруженная в Охриде, изображена на македонской банкноте достоинством
в 10 денаров. В позднеантичную эпоху святилища и мистерии Исиды были
широко распространены и в других городах Римской империи, среди
которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). В римское время Исида
намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьёзной
соперницей становления раннего христианства. Калигула, Веспасиан и Тит
Флавий Веспасиан делали щедрые подношения святилищу Исиды в Риме. На
одном из изображений на триумфальной арке Траяна в Риме император
показан жертвующим вино Исиде и Хору. Император Галерий считал Исиду
своей покровительницей.
Отдельные авторы XIX-XX веков усматривали в тайном почитании «Чёрных
Мадонн» в криптах христианских храмов раннесредневековой Франции
отголоски культа Исиды. Также отмечалось иконографическое влияние
образа Исиды с младенцем Хором-Гармахисом на изображение Богородицы с
младенцем Иисусом, а также параллели между мотивом бегства Святого
семейства в Египет от преследований Ирода и сюжетом о том, как Исида
спрятала юного Хора в тростниках, опасаясь гнева Сета.
По мнению известного этнографа и религиоведа Джеймса Фрэзера, элементы
культа Исиды оказали значительное влияние на христианскую обрядность:
"Величественный ритуал Исиды — эти жрецы с тонзурами, заутренние и
вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой,
торжественные шествия и ювелирные изображения Божьей Матери <...> —
во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католицизма."
А вот и наша райская птица радости - Сирин -
А вот - Виктор Васнецов. «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали» -
...Исида отождествлена с Персефоной как жена Осириса-Плутона....
"Оба они ( Исида, Осирис ) и единая кровь и единое племя..."
Что касается одежды, то у Исиды она пестрого цвета, ибо, принадлежа к
материи, энергия ее становится всем и все в себе заключает: свет и
тьму, день и ночь, огонь и воду, жизнь и смерть, начало и конец.
Одеяние же Осириса не приемлет тень и пестроту и является одним чистым
подобием света, ибо начало - беспримесно, и ни с чем не смешано
первичное и сверхчувственное. Поэтому, надев однажды это платье, жрецы
затем снимают его и берегут невидимым и неприкосновенным. А покровами
Исиды они пользуются часто, потому что чувственное и доступное, когда
его используют, представляет много случаев раскрывать и лицезреть
себя, изменяясь каждый раз по-разному. Напротив, знание
сверхчувственного, чистого и простого*, просияв сквозь душу, как
молния, только один раз позволяет коснуться и увидеть себя. Поэтому
Платон и Аристотель** называют все это мистической частью философии,
ибо, миновав сложное и разнородное с помощью разума, люди возносятся к
этому первичному, простому и нематериальному началу и, по-настоящему
коснувшись заключенной в нем чистой истины, полагают, что обладают,
наконец, всей мудростью...