Пятница, 26.04.2024, 10:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Обзор неведомого и непознанного.

 
   



             

Блог

Главная » 2011 » Январь » 30 » Животные в мифологии.
23:56
Животные в мифологии.

Медведь       Роль Животных, как и вообще анимального (зооморфного или териоморфного) элемента, в мифологии исключительно велика. Она определяется значением, которое имели Животные на ранней стадии развития человечества, когда они ещё не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива — ни в его синхроническом состоянии (включение Животных в социальную  иерархию,   помещение священных Животных на вершине иерархической лестницы), ни в диахроническом аспекте (идея происхождения данного коллектива от Животного или от животного предка), ни, наконец, онтологически (представление о Животных как об особой ипостаси человека). 
   В силу этих особенностей Животные в течение длительного времени служили некоей наглядной парадигмой, отношения между элементами которой могли использоваться как определенная  модель  жизни  человеческого общества и природы в целом (прежде всего в аспекте плодородия и цикличности). В этом смысле использование образов Животных в эпосе или в аллегорической системе апологов, басен. притч, пословиц и т. п. (вплоть до средневековых «Бестиариев») продолжает архаическую традицию. 
       В мифопоэтическом сознании Животные выступают как один из вариантов мифологического  кода  (наряду  с растительным, пищевым, химическим, цветовым и т. п.), на основе которого могут составляться целые сообщения, в частности мифы или мифологизированные животные сказки. Поскольку отдельные элементы   зооморфного кода имеют постоянно закреплённые за ними значения, которые, однако, могут передаваться и другими кодовыми  системами,   устанавливается системами соответствий между  изофункциональными элементами разных видов. При этом конкретные элементы зооморфного кода получают способность выступать как классификаторы, которые условно-символически описывают данную ситуацию и, кроме того могут объединяться в целые комплексы,   обнимающие   разные сферы бытия (ср. цепи соответствий типа: данное Животное — растение — страна света — цвет — небесное светило — элемент/стихия — металл — вкус — время года — божество). 
    Такие   классификационные   цепи известны как в архаичных мифопоэтических традициях, так и в более позднее время. Особенно распространены примеры соотнесения Животных со странами света, временами года, стихиями. Некоторые из входящих в такие классификации Животных выступают как представители или главы целых клас-сов. В китайской традиции Белый тигр является представителем всех четвероногих.   Чёрная   черепаха — всех моллюсков. Феникс — всех птиц, Голубой дракон — всех Животных, покрытых чешуей. 
       Образы Животных кодируют также соответствующие месяцы, сутки, годы (обычно в 12-летнем цикле, в частности у народов Центральной и Юго-Восточной АЗИИ. В Китае месяцы связывались последовательно с крысой, волом, тигром, зайцем, драконом, змеей, лошадью, свиньей, обезьяной, петухом, собакой, свиньёй. В Тибете и Монголии — с мышью, коровой, тигром, зайцем, драконом, змеей, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, свиньёй (ср. также зоонимию годов в 12-летнем цикле). В Древней Греции проводниками солнца считались кошка, собака, змея, краб, осёл, лев, козёл, вол, ястреб, обезьяна, ибис, крокодил. Мусульмане связывают с небом 10 Животных и соответственно их хозяев: баран (Ибрахим), ослица (Балам), чибис (Билкис), кит (Иу-нус), конь  ал-Бурак (Мухаммад), вол (Муса), голубь (Нух), верблюд (Салих), собака Китмир (Люди пе-щеры — Асхаб  ал-Кахф),   муравей (Сулайман). 
     Представления о реальных особенностях Животных в сочетании с их использованием в классификациях, являющихся способом объяснения челове-ком самого себя и окружающей природы, создают возможность для распространённой в раннеродовом обществе, ещё не умеющем вполне выделить себя из природной сферы, мифологической    персонификации себя в природе, для подчёркивания своего единства (как в настоящем, так и в плане преемственности), объяснения ландшафта как наглядной истории своих предков. Тотем позволяет связать данный человеческий коллектив с данной территорией, настоящее — с прошлым,  культурное и социальное — с природным, а также объединить этот коллектив некоторой общей  системой  норм   поведения (экзогамия,    алиментарное    табу, особенности ритуала и т. п.). Тотемические предки обычно представлены конкретными видами Животных или особыми зооантропоморфными существами (полуживотные предки дема у маринданимских папуасов и т. п.); им посвящены особые обряды, целью которых является воздействие на тотем (напр., обряд интичиума в Австралии). Поэтому уже в рамках тотемизма существуют мифы о Животных, которые полностью или частично инсценируются во время соответствующих ритуалов в тотемических центрах и служат мотивировкой тех или иных деталей образа и особенностей местности (её ландшафта, фауны, флоры). Таким образом, тотемические Животные и  первопредки  зооантропоморфной природы используются в дескриптивной  и  этиологической  функциях. Связь человека, рода с Животным как тотемом подтверждается не только мно-гочисленными мифологическими мотивами, но и формулами (ср. зачин ряда австралийских мифов:  «Это было в то время, когда звери ещё были людьми»), языковой семантикой [ср. частое в конце мифов австралийских муринбата слово demninoi, оз-начающее и изменить (ся) тело (м)» и «превратиться из человека в животное»],  особенностями  именослова (даже у тех народов, которые зна-ют лишь вырожденные формы тотемизма).

http://myfhology.info/myth-animals/animals.html
Категория: мистика | Просмотров: 745 | Добавил: Selena | Теги: мифология, мистика, животные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 91
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0