Роль Животных, как и вообще анимального (зооморфного или териоморфного)
элемента, в мифологии исключительно велика. Она определяется значением,
которое имели Животные на ранней стадии развития человечества, когда они
ещё не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива — ни в
его синхроническом состоянии (включение Животных в социальную иерархию,
помещение священных Животных на вершине иерархической лестницы), ни в диахроническом
аспекте (идея происхождения данного коллектива от Животного или от животного
предка), ни, наконец, онтологически (представление о Животных как об особой
ипостаси человека).
В силу этих особенностей Животные в течение длительного
времени служили некоей наглядной парадигмой, отношения между элементами
которой могли использоваться как определенная модель жизни
человеческого общества и природы в целом (прежде всего в аспекте плодородия
и цикличности). В этом смысле использование образов Животных в эпосе или
в аллегорической системе апологов, басен. притч, пословиц и т. п. (вплоть
до средневековых «Бестиариев») продолжает архаическую традицию.
В мифопоэтическом сознании Животные
выступают как один из вариантов мифологического кода (наряду
с растительным, пищевым, химическим, цветовым и т. п.), на основе которого
могут составляться целые сообщения, в частности мифы или мифологизированные
животные сказки. Поскольку отдельные элементы зооморфного кода
имеют постоянно закреплённые за ними значения, которые, однако, могут передаваться
и другими кодовыми системами, устанавливается системами
соответствий между изофункциональными элементами разных видов. При
этом конкретные элементы зооморфного кода получают способность выступать
как классификаторы, которые условно-символически описывают данную ситуацию
и, кроме того могут объединяться в целые комплексы, обнимающие
разные сферы бытия (ср. цепи соответствий типа: данное Животное — растение
— страна света — цвет — небесное светило — элемент/стихия — металл — вкус
— время года — божество).
Такие классификационные
цепи известны как в архаичных мифопоэтических традициях, так и в более
позднее время. Особенно распространены примеры соотнесения Животных со
странами света, временами года, стихиями. Некоторые из входящих в такие
классификации Животных выступают как представители или главы целых клас-сов.
В китайской традиции Белый тигр является представителем
всех четвероногих. Чёрная черепаха — всех моллюсков.
Феникс
— всех птиц, Голубой дракон — всех
Животных, покрытых чешуей.
Образы Животных кодируют также
соответствующие месяцы, сутки, годы (обычно в 12-летнем цикле, в частности
у народов Центральной и Юго-Восточной АЗИИ. В Китае месяцы связывались
последовательно с крысой, волом, тигром, зайцем, драконом, змеей,
лошадью,
свиньей, обезьяной, петухом, собакой, свиньёй.
В Тибете и Монголии — с мышью,
коровой,
тигром, зайцем, драконом, змеей, лошадью,
овцой,
обезьяной, петухом, собакой, свиньёй (ср. также зоонимию годов в 12-летнем
цикле). В Древней Греции проводниками солнца считались кошка,
собака, змея, краб, осёл,
лев,
козёл,
вол, ястреб, обезьяна, ибис, крокодил. Мусульмане связывают с небом 10
Животных и соответственно их хозяев: баран (Ибрахим), ослица (Балам), чибис
(Билкис), кит (Иу-нус), конь ал-Бурак
(Мухаммад), вол (Муса), голубь (Нух), верблюд (Салих), собака Китмир (Люди
пе-щеры — Асхаб ал-Кахф), муравей
(Сулайман).
Представления о реальных особенностях Животных
в сочетании с их использованием в классификациях, являющихся способом объяснения
челове-ком самого себя и окружающей природы, создают возможность для распространённой
в раннеродовом обществе, ещё не умеющем вполне выделить себя из природной
сферы, мифологической персонификации себя в природе,
для подчёркивания своего единства (как в настоящем, так и в плане преемственности),
объяснения ландшафта как наглядной истории своих предков. Тотем позволяет
связать данный человеческий коллектив с данной территорией, настоящее —
с прошлым, культурное и социальное — с природным, а также объединить
этот коллектив некоторой общей системой норм поведения
(экзогамия, алиментарное табу, особенности
ритуала и т. п.). Тотемические предки обычно представлены конкретными видами
Животных или особыми зооантропоморфными существами (полуживотные предки
дема у маринданимских папуасов и т. п.); им посвящены особые обряды, целью
которых является воздействие на тотем (напр., обряд интичиума в Австралии).
Поэтому уже в рамках тотемизма существуют мифы о Животных, которые полностью
или частично инсценируются во время соответствующих ритуалов в тотемических
центрах и служат мотивировкой тех или иных деталей образа и особенностей
местности (её ландшафта, фауны, флоры). Таким образом, тотемические Животные
и первопредки зооантропоморфной природы используются в дескриптивной
и этиологической функциях. Связь человека, рода с Животным
как тотемом подтверждается не только мно-гочисленными мифологическими мотивами,
но и формулами (ср. зачин ряда австралийских мифов: «Это было в то
время, когда звери ещё были людьми»), языковой семантикой [ср. частое в
конце мифов австралийских муринбата слово demninoi, оз-начающее и изменить
(ся) тело (м)» и «превратиться из человека в животное»], особенностями
именослова (даже у тех народов, которые зна-ют лишь вырожденные формы тотемизма).
http://myfhology.info/myth-animals/animals.html
|