Роль Животных, как и вообще анимального (зооморфного или териоморфного)
элемента, в мифологии исключительно велика. Она определяется значением,
которое имели Животные на ранней стадии развития человечества, когда они
ещё не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива — ни в
его синхроническом состоянии (включение Животных в социальную иерархию,
помещение священных Животных на вершине иерархической лестницы), ни в диахроническом
аспекте (идея происхождения данн
...
Читать дальше »
|
Ворон, широко распространён в мифологических представлениях, обладает
значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания
(подземным миром, землей, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о
глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обусловливается
некоторыми универсальными свойствами Ворона как птицы, в частности резким
криком и черным цветом. Само слово «ворон» в большинстве языков этимологизируется
как указание либо на крик Ворона (иногда звукоподра
...
Читать дальше »
|
В ряде мифологий (шумерской, египетской и др.) обнаруживаются разнообразные
связи быка и соответствующего ему мифологического образа: полное их тождество,
бык как земное воплощение бога или как его атрибут и др. В Древнем Двуречье,
в Средней Азии 3—2-го тыс. до н. э., в древнеиранской и древнеиндийской
традициях Бык — прежде всего образ лунного божества. В иранской мифологии
месяц называется «имеющим семя Быка», в Шумере и Аккаде бог луны
...
Читать дальше »
|
Велика в ритуале и роль БАРАНА. Он постоянно
выступает как жертвенное животное в Библии (ср. Исх. 29, 15— 16, 18; Лев.
8, 18, 20—22; 9, 2, 4; 14, 13; 2 Царств 29, 22, 32), которое подвергается
закланию и сожжению. В Египте барана приносили в жертву богу
Амону
...
Читать дальше »
|
В разных мифопоэтических системах символические значения Овца отличаются
большой устойчивостью и единством — робость, стыдливость, кротость, безобидность,
пассивность, терпение, простота, податливость, невинность, мягкость, нежность,
любовь, жертвенность (жертва). Иногда эти значения «ухудшаются» — безынициативность,
подражательность, глупость, упрямство, блуждание.
&
...
Читать дальше »
|
Лосось
символизирует изобилие, знание, вдохновение (среди американских индейцев
и финно-угорских народов распространено мнение, что во внутренностях лосося
находится огонь; ср. проанализированные К. Леви-Стросом индейские мифы
об освобож
...
Читать дальше »
|
Рыба. В общих трёхчленных (по вертикали)
мифологических схемах вселенной Рыбы служат основным зооморфным
классификатором нижней космической зоны и противопоставлены птицам
как классификатору верхней зоны и (менее отчётливо) крупным животным (часто
копытным), символизирующим среднюю космическую зону.
...
Читать дальше »
|
Воробей
воплощает привязанность к человеку, меланхоличность, низость, драчливость,
жадность, похотливость (в Китае воробьи — сверхъестествен-ные вестники,
у индейцев — образ изобилия).
Ворона
— символ ловкости, хитрости, коварства, всеядности,
...
Читать дальше »
|
В различных мифопоэтических традициях Птицы выступают как непременный
элемент религиозно-мифологической системы и ритуала, обладающий разнообразными
функциями. Птицы могут быть божествами, демиургами, героями, превращёнными
людьми, трикстерами, ездовыми животными богов, шаманов,
героев; тотемными предками и т. п. Они выступают как особые мифопоэтические
классификаторы и символы божественной сущности, верха, неба, духа неба,
солнца, грома, ветра, об-лака, свободы, роста, жизни, плодородия,
...
Читать дальше »
|
Волк. В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной
Америки образ Волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой
дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий
Северо-западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника
племени, а иногда и его близнеца - волчицей (ср. римскую легенду о капитолийской
волчице, вскормившей Ромула
и Рема
...
Читать дальше »
|
|