12 Лютня - Велесов день
12 лютня (11.02).
В полнолунье лютого зимнего
месяца, который так и зовется - Лютень (февраль) чествуется День
Велеса (если полнолуние не попадает на середину или вторую половину
Лютня - то в удобный для всех день с 10 по 25 Лютня).
Лютая
зима пошла на убыль . Еще будут морозы и метели, но перелом уже
наступил. Солнечные Боги уже рождены и набирают силы в чертогах своих
небесных к Светлом Ирии. Там же пребывают и все остальные наши Боги -
забот у них сейчас много. Некогда им заниматься нашими, людскими
делами. Выглянет порой Солнышко, посмотрит, что все идет своим чередом,
да и опять к своим делам обра-тится. И происходит это из года в год. И
не прекращается великое Коловращение - от веку к до века.
Середина зимы. Вся
природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Корович, наигрывая в
свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить
людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на
скотину "коровью смерть", но одолеть не может. Поселяне в этот день
кропят скотину водой, приговаривая:
-Велес, скотий бог! -Дай счастья на гладких телушек, -На толстых бычков: -Чтоб со двора шли-играли, -А с поля шли-скакали.
Молодицы в этот день пьют крепкий мёд, чтобы "коровы были ласковы", а
затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы "волы
были послушные". Зачин заканчивается молением к Велесу:
-Молихом Велеса, отце наше, да потягне в неби комонощь суражув, а да
вниде на ны сури вещати золоти колове въртеще. То бо суньце наше, иже
святиайна домове наша и предо нь лик бледесь, лик огнищ домацен.
В этот день в требу приносили коровье масло. После зачина женщины
совершают обряд опахивания для отгона "коровьей смерти". Для этого
выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: "Пора унять лихость коровью".
Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит
повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу "не выходить из
избы ради беды великия". Повещалка с воплем: "Аи! Аи!" бьёт в
сковородку и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелами,
серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с
неистовством клятву на "коровью смерть":
-От океана-моря глубокого, от лукоморья ли зелёного -Выходили двенадесять дев, -шли путём-дорогою немалою -По крутым горам высоким, ко трём старцам старым. -Молились, печаловались, -просили в упрос двенадесять дев: -"Ой, вы, старцы старые! -Ставьте столы белодубовые, -стелите скатерти браные, -Точите ножи булатные, зажигайте котлы кипучие, -Колите, рубите намертво всяк живот поднебесной". -И клали велик обет двенадесять дев: -Про живот, про смерть, про весь род человечь. -Во ту пору старцы старые -ставят столы белодубовые, -Стелят скатерти браные, колят, рубят намертво -Всяк живот поднебесной. -На крутой горе высокой кипят котлы кипучие, -Во тех котлах кипучих горит огнём негасимым -Всяк живот поднебесной. -Вокруг котлов кипучих стоят старцы старые, -Поют старцы старые про живот, -про смерть, про весь род человечь. -Кладут старцы старые на живот обет велик, -Сулят старцы старые всему миру животы долгие, -Как на ту ли злую смерть кладут старцы старые -Проклятъице великое, сулят старцы старые -Вековечну жизнь на весь род человечь.
Повещалке надевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем с зажжёнными
лучинами трижды опахивают селение (капище) "межеводной" бороздой.
Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными
волосами. Во время шествия они поют песню:
-Смерть, ты Коровья Смерть! -Выходи из нашего села, из закутья, из двора. -В нашем селе ходит Велес святой -Со копьём, со свечой, со горячей золой. -Мы тебя огнём сожжём, кочергою загребём, -Помелом заметём и попелом забьём! -Не ходи в наше село: чур, наших коровушек! -Чур, наших бурёнушек, рыжих, лысых, белосисых, -Беловымьих, криворогих, однорогих.
Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек: его бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается "коровья смерть". Когда-то в старину, попавшихся навстречу убивали насмерть.
Иных женщин, заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили. По окончании шествия - обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: "Велес, сшиби рог с зимы!", ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копьё) сшибает "рог с Марены". Затем начинается пир (запрещено употреблять говядину) и игрища.
После праздника начинаются Велесовы Святки; шесть дней, в течение которых с теми, кто почтил Велеса, случаются удивительные вещи.
|