Предания о волчице-прародительнице и волке-предке имеют глубокие
исторические корни. Н.Я.Бичурин, ссылаясь на китайскую летопись VII
века, сообщает, что
тюрки-тугю произошли от волчицы: однажды враги истребили целое племя, в
живых остался только десятилетний мальчик. Его спасла от голодной смерти
волчица,
приносившая ему мясо. Когда мальчик подрос, волчица родила от него
десять сыновей, ставших впоследствии родоначальниками десяти тюркских
родов. В их числе
был и Ашина, легендарный предок знаменитого в тюрко-монгольском мире
рода Ашина, с которым были связаны родословные ханских династий голубых
тюрков, караханидов,
хазар, монголов, в том числе и чингизидов. Волчица высту
... Читать дальше »
В ходе развития культуры, помимо геральдических, возникают и другие
системы конвенциональных знаков. К числу таковых относятся, в частности,
системы похоронной обрядности, частично фиксируемые в ходе
археологических раскопок. В этой связи обращает на себя внимание ряд
элементов обряда древнего этапа прохоровской культуры. Так, среди
неотъемлемых скифских признаков прохоровской культуры выделяются
каменные изваяния воинов, воздвигаемых когда-то на родо-племенных
кладбищах. Их распространение здесь носит элитарный характер – в Скифии
находки таковых исчисляются десятками, на Южном же Урале их число едва
перевалило за десять. Исследователи считают, что появление данных
традиций является проявлением культа героев именно
... Читать дальше »
Замечу, что во время своих посвящений алкоголь применяли запорожские
казаки, своего рода приемники скифских традиций на территории Северного
Причерноморья. Не исключено, что кроме употребления наркотических и
алкогольных веществ, инициируемые, вероятно, ели мясо и пили кровь
животных- покровителей, как это вообще принято у многих народов при
проведении инициации, веря, что это придаст им силу, ярость и другие
качества хищников. Так, в славянских мифах о волкодлаках (вурдалаках)
сообщается о поедании оборотнями печени и сердца животных, т.к., по
народным представлениям, эти органы являются местом средоточия жизненных
сил (там же). С другой стороны, в «Авесте» особенно подчеркивается тот
факт,
... Читать дальше »
Как представитель фауны волк наиболее соответствовал идеальному образу
воина. Среди психо-поведенческих черт этого животного наиболее важными в
данном случае представляются следующие:
1) охотничьи повадки, выражающиеся в способности волков во время охоты
преодолевать большие расстояния – до 40 километров в день – и затем
уносить на себе овец, закинув их на спину, а также умение волчьей стаи
ходить след в след так, что сложно определить количество прошедших
особей. Примечательно, что в момент поиска добычи этот зверь обычно
осторожен, порой не трогая подолгу незнакомых зверей;
Пожалуй самой яркой отличительной особенностью т.н. «савроматского
звериного стиля» в искусстве кочевников Южного Урала VI-V (IV) вв. до
н.э. является широкое бытование изображений волка или отдельных частей
его тела (обычно морды) на предметах конского снаряжения, вооружения,
культа и пр. Характерно, что в исследуемой зоне этот образ известен с
самого начала сложения здесь прохоровской культуры, т.е., с
середины-конца VI в. до н.э., в то время как в соседних ареалах культур
скифского круга он встречается намного реже.
Данную специфику искусства древних южноуральских номадов, которая,
скорее всего, отражает особенность их мифологии, сложно объяснить на
ба
... Читать дальше »
Если оставить доброго
помощника без угощения в эту ночь, он очень легко может
превратиться в лютого врага, и тогда можно не рассчитывать на то,
что год сложится
удачно…
У русичей и других
славянских народов 28 января праздновали День угощения
домового. Сразу после ужина хозяйка дома оставляла за печкой горшок
с кашей, предварительно обложив его горячими углями. Это делалось
для того,
... Читать дальше »
Кудесы —
день угощения домового. Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый
заступник. Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то,
что наши предки общались с домовым или же просто веселились,
услаждая слух
музыкой: